Курукумбал ял кушеч лектын?

Вер-шöр лÿм (топонимике) дене кылдалтше йодыш – куштылго йодыш огыл. Ик могырым тиде калык умылтарымаш лийын кертеш: легенде, тоштомарий каласкалымаш, шарнымаш порман. Вес могырым – тиде марий шанчызе (учёный)-влакын умылтарымашышт.

Таче марий шымлызе-влакын икмыняр умылтарымашыштлан эҥертена. Тидлан ме МарНИИ-н пашаеҥже, уста шымлызе Валерий Иванович Вершининын «Словарь марийских топонимов низовья Камы и Вятки» книгажлан эҥертена. Тудо 2005 ийыште Йошкар-Олаште савыкталт лектын.

Курукумбал – так в речи кукморских мари, а у елабужских – Курыкÿмбал, у жителей села Большая Шия – Кырыкÿмбäл). Русское название – Княгор (в прошлом: Княгоры) Кукморского района Татарстана. Деревня действительно расположена на возвышенном месте, и вообще речки в тех местах протекают по очень глубоким ложбинам. Раньше марийцы эту деревню называли Курыкÿмбал Кына. Из курык «гора, возвышенность» и ÿмбал «верх, то, что сверху». Здесь мы видим ещё один пример того, что более архаичный облик названия может сохраняться в речи живущих вдали от тех мест.

Кук мари, Кукмари – марийскме деревни Кукморского района Республики Татарстан. К Кукмари себя относят и марийцы села Руссоко-Марийские Ковали (марийское название Марий Кавал, татарское – Рус-Мари Ковалы) в Высокогорском районе, по татарски Зур Кавал и Кече Кавал. А также 6 деревень Волжского района Марий Эл (расположенные ближе к границе Татарстана). У звениговских мари кук мари означало «чуваш». Возможно, кук мари имело значение «(на)горные мари, люди нагорной стороны». Сравните, Кук-Шемордан в Иргинском районе Удмуртии, топоним представляется перенесенным. В Республике Марий Эл несколько ойконимов Кукмор (мар. Кукмара) и Кукмарий. Сравните ещё ойконимы Кукмара Яранского района, Кукмур Арбажского района, а также Кук- в названии Кукнур, Кукодор Кировской области.

Кня-Баш – татарская деревня в Кукморском районе. По МДЭ 254, с. 93б – деревня первоначально была марийской.

Вочарма – официально с. Березняк Кукморского района Татарстана. Проживают татары. Татарское название Бучирмä, удмуртское – Чалтайгурт. Марийцы деревни Починок-Кучук полагают, что их предки были вытеснены оттуда.

Вочкаш памаш – родник (и местность вокруг него) у деревни Старая Кня Кукморского района Республики Татарстан. Марийское название – Вочкаш «дерево, годное для изготовления бочки».

Сеҥер (йал) – село Синерь Кукморского района. Также Сеҥервÿд – речка Синерь, приток реки Кня. Синерь вначале была марийской деревней, затем – марийско-русским селом (ныне почти исчезло).

Здесь –ҥер без сомнения отражает марийское название эҥер «речка». Основу Се- и Си- можно сопоставить с Си- в Сишур, Синяр(ка) и Синяр-Бодья в Удмуртии…

Сеҥер курык – значительных размеров холм, поросший лесом, близ села Синерь (где мари говорят просто Курык «гора», а русские – «Гора»).

Сеҥер олык – луг в близи деревни Чигайка (марийское название Йÿле. Официальное название Чигайка. Марийцы д. Починок-Кучук говорят: «Йÿлелак Шия могыр гыч толшолак улыт». Чигайковцы – предки жителей д. Чигайка, прибывшие на жильё со стороны деревни Большая Шия Мамадышского района Татарстана). Йÿле – также исчезнувшая деревня близ с. Ильнеть Менделеевского района, сохранилось название Жÿле йал корем («овраг деревни Йÿле»)…

Сеҥер олык в прошлом принадлежал жителям села Синерь.

Тиде да моло книгамат те тыгай адрес дене йодын возен кертыда:

424000, Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола,
ул. Подольских курсантов, д. 5,
«Историко-литературный музей финно-угорских народов им. Валентина Колумба»,
директору В.Н. Козлову.

Книган акше 80 теҥге.

Вес номерлаште газет редакцийна вер-шöр лÿм дене кылдалтше моло мут-влакыма ончыкташ сöра.

Лайд ШЕМЙЭР
ямдылен

Фото: Йоча-влак Курукумблане;
Сеҥер курык да Сеҥервÿд эҥер.

Реклама

Метки: , , ,

Один ответ to “Курукумбал ял кушеч лектын?”

  1. юра федотов(южка бедот) Says:

    До середины XVI в. на месте В. П. находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодия. После победы Русского государства над Казанским ханством в 1552 начинается освоение Вятского края русскими. В 1596 в районе В. П. был построен Рождественский монастырь, вокруг которого разрослось поселение, ставшее в XVII в. оживлённым центром торговли хлебом и лесом. Из промыслов были наиболее развиты деревообработка и кирпичное производство.
    Осмелюль высказать ещё то что рекчу та которая впадает в р.Вятку
    называемаю р.Ошторма а раньше его называли р.ВоштырМа,вверх по
    течению этой реки была деревня Воштырма-Кокмари это упоминание
    дотираванна 1605-10годом Рождественским монастырём.И наши легенды от старейшин гласят то что мы Мари живём здеся не чуть не меньше 400-450лет на Книнской земле и если проследить наши корни(родовое дерево)то так и выходит.И даже наши братья Удмурты
    подтверждают это нем что деревни Оштырма-Юмья,Ст-юмья,Ст-кя-юмья,Нырья(Нур-ял)это бывшие МАрийские деревня.То есть мы МАрийцы живём здесь уже давно но ни как не вчера…..

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: